Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Путешествие в "Китайскую деревню"

Мухина Жанна Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
 
Приоритетная область: познавательное развитие
Образовательные технологии:
- игровые технологии: проблемно-игровая ситуация, дидактическая игра «Соедини по точкам», «Собери картинку», «Отгадай загадку», « Обведи нужный предмет»;
- пиктограммы;
- развивающее обучение:  экскурсия;
- здоровьесберегающие технологии: физ.минутка, артикуляционное упражнение «Лошадка».
 
Цель: способствовать обогащению  знаний детей о достопримечательностях  родного города.
Задачи:
- развивать у детей потребность в получении и закреплении  новых знаний о родном городе, научить видеть и понимать красоту и величие своего города;
- развивать речь;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, образное и логическое мышление, воображение, через ознакомление с окружающим;
- воспитывать у детей уважительное отношение к культурным ценностям, истории своего города;
- способствовать формированию у детей чувства гордости за свой город, любви к прекрасному.
Предварительная работа:
- беседа о городе Пушкине, знакомство с историей города;
- экскурсия детей  с родителями по паркам Царского села ;
- формирование знаний детей о странах мира (Китае);
- познакомить с архитектурными особенностями китайских пагод;
- чтение сказок А.С. Пушкина (отрывок из сказки «Руслан и Людмила», сказка «О рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде»)
Оборудование: презентация «Путешествие в Китайскую деревню», мультимедийный проектор, кукла- герой Кот Учёный, карта- план Александровского парка, фигурка кота-фишка, разрезанные изображения драконов, карандаши, листы с точечным изображением моста по количеству детей, листы с изображениями достопримечательностей Царского села по количеству детей, аудиозапись скрипа «Скрипучей беседки», пиктограммы «Правила поведения в лесу», пластмассовые  конусы.
 
 
 
 
 
Ход НОД
Дети сидят полукругом за столом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, о какой стране в ней говорится?
Страна огорожена Великой стеной.
Стоят там дворцы красоты неземной.
Драконы на зданиях парят.       
А жители палочками еду едят.
Дети: эта страна Китай.
Воспитатель: Ребята, а чтобы увидеть частичку Китая, нам не обязательно далеко ехать. Послушайте отрывок из стихотворения Ольги Усачёвой и определите, где мы можем познакомиться с архитектурой  Китая в Царском селе?
«Старинные парки хранят свои тайны.
В листве путешествует эхо столетий.
Беседка наполнена запахом чайным.
Китайская крыша - дождливое лето»
Дети: в старинных парках.
Воспитатель: Да, действительно. Оказывается на границе Екатерининского и Александровского парков Царского Села расположен комплекс построек в китайском стиле. Они находятся на дороге, ведущей из Петербурга в Царское Село и, таким образом, обрамляют въезд в летнюю императорскую резиденцию. Китайская деревня обязана своим появление Екатерине Великой, которая в тот момент была увлечена  китайским стилем. Императрица поручила архитекторам Антонио Ринальди и Чарльзу Камерону выполнить проект этой деревни, взяв за образец изображение с китайской гравюры, находившейся в ее коллекции. Так была создана «Китайская деревня» (слайд 2)
Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с «Китайской деревней» в Александровский парк. Но путешествие необычное. Мы сможем путешествовать, не выходя из зала, узнать много нового, глядя на экран.
Но что это за звук? Появляется сказочный герой- кукла Кот Учёный.
Кот Учёный: Я, Кот Учёный,  хочу отправиться с вами в путешествие, я знаю всё о парках и достопримечательностях Царского села и помогу вам, если вы назовёте в сказке какого русского поэта  я живу.
 Дети: Кот Учёный -  герой из сказки знаменитого русского поэта А.С. Пушкина.
Кот Учёный: Верно. Ну, тогда вперёд! На экране план Александровского парка (слайд 3). На столе перед вами тоже лежит план парка. Придвиньте его к себе. В  месте,  где мы с вами находимся, стоит стрелка, а возле неё поставьте фишку - фигурку кота. Отсюда и  начнем свое движение. А знаете ли вы правила поведения  в парке? Напоминаю вам, чтобы ответить – надо поднимать руку и отвечать полным предложением.
Воспитатель показывает карточки  - пиктограммы с правилами поведения в лесу, а ребята объясняют их значение.
Кот-Учёный: Чтобы узнать, куда мы сначала отправимся, вы должны выполнить первое задание. Перед каждым из вас лежит лист с точками и цифрами. Вы должны соединить точки с цифрами  по порядку, и полученное изображение будет первой достопримечательностью нашего путешествия.
Дети соединяют точки с цифрами от 1 до 20, получив изображение моста.
Дети: у нас получилось изображение моста.
Кот-Учёный: Да, это мост. Посетить деревню можно прогулявшись по разным, весьма примечательным мостам. (слайд 4) Один украшен четырьмя цинковыми фигурами крылатых драконов и поэтому называется Драконов мост. Другой, с розовыми гранитными вазами и фигурами китайцев,  называется Большим китайским мостом. Третий – Крестовый мост.
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались на Большом Китайском мосту (слайд 5). Обратите внимание, чтона плане он изображён под цифрой 1. Поставим туда фигурку кота. Большой китайский мост находится у центральных ворот Александровского парка, напротив парадного плаца Екатерининского дворца. Его автором был архитектор Ч.Камерон.
(слайд 6)
Ребята, а что интересного и необычного вы увидели на этом мосту? Давайте попробуем описать фигуры, украшающие этот мост.
Ответы детей
Воспитатель:  Мост украшен вазами, между которыми закреплены железные ветви красных кораллов. На постаментах установлены четыре фигуры китайцев с фонарями. Чуть позже  обветшавшие фигуры были заменены. Но они не сохранились, т.к. погибли в годы Великой отечественной войны. В настоящее время мост полностью восстановлен.
Кот-Учёный: Ребята, вы познакомились с красивейшим мостом, а следующий мост, который ведёт в Китайскую деревню, не менее интересен. Но сначала, вы превратитесь в мосты.
Воспитатель: Ребята, мы можем превратиться в мосты, выполнив физминутку «Мост».
Физминутка «Мост».
Мост нагнулся над рекой (Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола.)
Над водою ровной: (Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду.)
«Ах, красивый я какой, ах, какой огромный!» (Разводят руки над головой, показывая большой мост)
Дети садятся на свои места.
Кот Учёный: молодцы! Понравились мне ваши мосты. Отправляйтесь дальше,  к Крестовому мосту!
Воспитатель: Продвинем нашего котика  к  изображению моста под цифрой 2 на плане. (слайд 7) Это Крестовый мост на Крестовом канале. Небольшой по размеру, но величественный Крестовый мост словно повис над Крестовым каналом в Царском Селе. Ребята, а чем это мост отличается от обычных мостов, чем он интересен? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Благодаря удачным пропорциям и безукоризненному силуэту он выглядит очень изящно. Стены беседки прорезаны высокими стрельчатыми окнами, изогнутая «китайская» крыша расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами.
К павильону ведут четыре широкие гранитные лестницы по двадцать три ступеньки каждая. У оснований лестниц устроены круглые площадки, выложенные двухцветными мраморными плитами. Над водой под Крестовым мостом свисает оригинальное украшение, названное гирькой или глобусом. В настоящее время Крестовый мост выполняет декоративную функцию, а раньше по нему переходила Екатерина II.
 
Кот Учёный: А сейчас соберите разрезанную картинку, она поможет вам отгадать,  к какому мосту мы направимся.
Дети собирают разрезанное изображение дракона.
Воспитатель: ребята, к какому мы мосту сейчас направимся?
Дети: Мы направимся к Драконову мосту.
Воспитатель: Верно. (слайд 8) Драконов мост, называвшийся в документах конца XVIII века мостом «с чудовищными фигурами», был построен  по проекту Ч. Камерона. Первоначально, при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II, были фигуры грифонов из гипса. Мост стал называться Драконовым, когда обветшавшие фигуры заменили литыми из чугуна скульптурами китайских драконов. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Давайте пофантазируем и представим, что драконы хотят нам сказать, зачем они здесь?
Ответы детей.
Кот Учёный: Чтобы попасть к следующей точке нашего путешествия, вы должны проскакать друг за другом «на лошадях», цокая языком  (артикуляционное упражнение «Лошадка»), «объезжая» препятствия (конусы). Ведь когда-то проезжала здесь императрица в карете, запряжённой лошадьми.
Физминутка «Лошадка»
После выполнения физминутки дети садятся на свои места.
Воспитатель: Обратим внимание на план нашего парка и остановимся на цифрах 3 и 5.
Въезд в Царское Село оформлен двумя насыпями с арками – Большой Каприз и Малый Каприз, которые пересекает Подкапризовая дорога. Относительно их названия – «каприз», существуют две легенды. Одна гласит, что когда императрице Екатерине II представили огромную стоимость за строительство, она воскликнула: «Быть так, это мой каприз». По другой версии, поскольку здесь находился выезд из Царского Села, Екатерина, любившая неожиданности, в этом месте приказывала кучеру, в какую сторону ехать – в Екатерининский дворец или в Санкт-Петербург, говоря: «Мой каприз». Капризы были возведены в 1770-1774 годах, руководил строительством архитектор В.И.Неелов.
Большой каприз (слайд 9) представляет собой горку, соединяющую Екатерининский и Александровский парки. В горке устроен тоннель, по которому проходит дорога, ведущая вАлександровский парк и Китайскую деревню, а наверху находится беседка в Китайском стиле.
 Вторая арка находится недалеко от Большого каприза и названа Малым капризом. (слайд 10) Меньшая по ширине, она расположена со стороны Александровского парка в земляной насыпи.
Если въезжать в Александровский парк со стороны Санкт-Петербурга, то это место служит своеобразным входом в Китайскую деревню.
Дважды повторенное название «каприз» раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка. Большой и Малый каприз создавали непривычный мир «капризов», во многом отличающийся от обыденной жизни и подготавливали гостя к посещению и восприятию Большого дворца и его парков
Кот Учёный: Прислушайтесь, что это за звук? Назвав его, вы окажетесь в следующей точке нашего путешествия. (звучит скрип)
Дети: Это скрип.
Воспитатель: Не случайно мы услышали скрип! (слайд 11)
На берегу Верхних прудов Екатерининского парка расположена Китайская Скрипучая беседка, построенная  по проекту архитектора Ю.М.Фельтена. Своим названием она обязана флюгерам в виде китайского знамени, которые при движении издавали скрип.
Давайте попробуем описать эту беседку. Как она выглядит, какие цвета и детали, использованы в этом памятнике архитектуры. Для чего она могла предназначаться?
Ответы детей.
 
Воспитатель: Беседка состоит из центрального овального купольного зала, к которому с запада и востока примыкают два почти квадратных в плане помещения, где расположены два входа. В Китае такие беседки служили Чайными домиками, павильонами для наблюдения за восходом и закатом солнца, а также для рыбалки. Видимо, китайский домик для рыбной ловли и послужил образом для строительства павильона между двумя живописными прудами.Скрипучая беседка пострадала в годы войны и была восстановлена совсем недавно, к 300-летию Царского Села.
Воспитатель: А теперь передвинем фигурку на плане к цифре 4. Мы добрались до самой Китайской деревни. (слайд 12)
Как вы думаете, для чего построена эта деревня? Чем она отличается от обычных русских деревень?
Ответы детей.
Кот Учёный: Китайская деревня расположена в Новом саду Александровского парка. Ее модель была создана архитектором А.Ринальди, непосредственными исполнителями были Ч.Камерон и В.И.Неелов. Изначально в Китайской деревне насчитывалось 18 домов. Центральное здание имитировало китайский храм. Оно представляет собой восьмиугольный зал с куполом и построено по мотивам китайских пагод. Каждый дом украшен в восточном стиле, рядом были разбиты миниатюрные сады. Позже архитектор В.П.Стасов перестроил деревню, дома были соединены попарно, в результате чего их число уменьшилось до 6. (слайд 13)
Китайская деревня предназначалась для проживания придворных и знатных гостей. Перед каждым домиком цвел садик, а внутри находилась кровать, стол, комод, самовар, чайный и кофейный приборы. Китайская деревня сильно пострадала в годы войны. В последующие десятилетия в немногих уцелевших домах находились коммунальные квартиры. 
Сегодня «Китайская деревня» вернулась к своему первоначальному предназначению: в ней располагается гостиничный комплекс.
Кот Учёный: Вот и подошло к концу наше путешествие. Напоследок выполните ещё одно важное задание, чтобы вернуться назад. Перед каждым из вас листы с изображениями разных достопримечательностей парков Царского села, вы должны обвести в круг только те достопримечательности, с которыми мы познакомились сегодня, т.е. достопримечательности в китайском стиле.
Дети выполняют задание. Объясняют свой выбор.
Кот Учёный рассматривает выполненное задание с комментариями. Прощается и уходит.
Рефлексия
Воспитатель:  Ну вот мы и вернулись из нашего путешествия в Китайскую деревню. Ребята, что вам больше всего запомнилось в путешествии? Что понравилось, какие задания Кота Учёного оказались лёгкими, а какие вызвали затруднения? Хотели бы вы пригласить прогуляться по Китайской деревне своих родителей?
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»